Сегодня: 26.07.2017, Среда.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: Виталий 
Форум » . » Консультации по предметам » Литургика (Ответы на вопросы и дополнительный материал по предмету)
Литургика
ВиталийДата: Воскресенье, 25.10.2009, 21:27:15 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1442
Статус: Offline
Модераторское: Сюда обращаемся за дополнительными знаниями по предмету "Литургика"

В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
ВиталийДата: Понедельник, 18.01.2010, 21:55:37 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 1442
Статус: Offline
Празднование Теофании в Древней Церкви
В курсовой работе студента Санктъ-Петербургской духовной семинарии Дмитрия Бохонского исследуется вопрос о причинах и времени установления праздника Крещения Господня (Богоявления или Теофании).


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
kaberne1Дата: Четверг, 16.06.2011, 10:22:22 | Сообщение # 3
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Выложите пожалуйста лекции.
 
ВиталийДата: Четверг, 16.06.2011, 10:50:40 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 1442
Статус: Offline
Quote (kaberne1)
Выложите пожалуйста лекции.

Раздел "Литургика" создан. Осталось за малым - добавить в него лекции rtfm
Обращаюсь к заинтересованным в этом: усилить просьбы к о. Игорю - молитвенно, в живом общении, виртуально.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
ВиталийДата: Понедельник, 05.12.2011, 17:57:03 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 1442
Статус: Offline
Отпевает ли наша Церковь самоубийц?
Вопрос кажется неуместным. Всем известно, что “согласно церковным правилам чин погребения над самоубийцей может быть совершен только в случае невменяемости погибшего - лишение жизни в сумасшествии, о чем должно свидетельствовать медицинское заключение”.
Тем не менее, на это вопрос нет простого однозначного ответа.
5 ВОПРОСОВ ОБ ОТПЕВАНИИ ГЕНЕРАЛА, КОТОРЫЙ ЗАСТРЕЛИЛСЯ

" 5 декабря 2011 года, в 70-ю годовщину остановки немецкого наступления на Москву в городе Тарусе Калужской области, состоялось церковное отпевание героя Великой Отечественной Войны генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. Разрешение на это было дано лично Патриархом Кириллом, после обращения к нему инициативной группы и родственников покойного. Причина: обстоятельства гибели генерала Евремова — оказавшись в окружении, он застрелился, чтобы не попасть в плен к немцам. О том, при каких обстоятельствах отпевание самоуйбиц возможно и почему было сделано исключение в данном конкретном случае рассказывает член инициативной группы по увековечению памяти генерала Ефремова публицист, редактор сайта «Религия и СМИ» Александр Щипков".

Отпевание генерала Ефремова: Да спасется отвергший спасение.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
о_ЕвгенийДата: Понедельник, 05.12.2011, 21:43:39 | Сообщение # 6
Группа: Доверенные
Сообщений: 142
Репутация: 0
Статус: Offline
Можно было сдаться в плен, отказаться в плену от сотрудничества с немцами и погибнуть мученически, как генерал Карбышев, например. Всё лучше, чем самоубийство...

Scio me nihil scire

Сообщение отредактировал о_Евгений - Понедельник, 05.12.2011, 21:44:50
 
ВиталийДата: Понедельник, 05.12.2011, 21:56:32 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1442
Статус: Offline
Quote (о_Евгений)
Можно было сдаться в плен, отказаться в плену от сотрудничества с немцами и погибнуть мученически,

Советская военная присяга, воинские уставы запрещали сдачу в плен, приравнивали ее измене Родине. На членов семей офицеров, сдавшихся в плен, распространялись все репрессивные меры, полагавшиеся по советским законам так называемым ЧСИР (члены семей изменников Родины).
Приказ № 270 Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии. 16 августа 1941 г.
..... Приказываю:
1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров....
Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии: И. Сталин


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
о_ЕвгенийДата: Понедельник, 05.12.2011, 23:31:13 | Сообщение # 8
Группа: Доверенные
Сообщений: 142
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Советская военная присяга, воинские уставы запрещали сдачу в плен, приравнивали ее измене Родине. На членов семей офицеров, сдавшихся в плен, распространялись все репрессивные меры, полагавшиеся по советским законам так называемым ЧСИР (члены семей изменников Родины)

Генерал Карбышев, значит, тоже изменник Родины? Или его оправдывает то, что он попал в плен в бессознательном состоянии?


Scio me nihil scire

Сообщение отредактировал о_Евгений - Понедельник, 05.12.2011, 23:35:34
 
ВиталийДата: Понедельник, 05.12.2011, 23:40:30 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 1442
Статус: Offline
Quote (о_Евгений)
Или его оправдывает то, что он попал в плен в бессознательном состоянии?

Может и не только это. Но и то, что он стал символом несгибаемого мужества в плену, причем известным всему миру. Если бы он дожил до освобождения из лагеря, то отвечал бы по советским законам.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
о_ЕвгенийДата: Понедельник, 05.12.2011, 23:45:09 | Сообщение # 10
Группа: Доверенные
Сообщений: 142
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Виталий)
он стал символом несгибаемого мужества в плену, причем известным всему миру

У генерала Ефремова на это тоже был шанс...

Quote (Виталий)
Если бы он дожил до освобождения из лагеря, то отвечал бы по советским законам

Мда-а...


Scio me nihil scire
 
ВиталийДата: Воскресенье, 10.06.2012, 20:49:26 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 1442
Статус: Offline

Сайт, посвященный богослужебным текстам Русской Православной Церкви, истории их создания и перевода.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
ВиталийДата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:14:51 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 1442
Статус: Offline
«Классические» ошибки в восприятии православного богослужения
Не секрет, что часто (а может быть, даже в большинстве случаев) сокровищница православного богослужения оказывается невостребованной....
Православное богослужение часто по праву называют «школой богословия и богомыслия». Это действительно так, если вслушаться в смысл молитв и песнопений, обратить внимание на сам строй богослужения, его внутреннюю логику и мотивы, лежащие как бы «за кадром», но повлиявшие на возникновение того или иного элемента или обряда. Но в то же самое время не секрет, что часто (а может быть, даже в большинстве случаев) сокровищница православного богослужения оказывается невостребованной.

Виной тому не только частая непонятность для большинства простых прихожан (а местами даже для священнослужителей) существующего церковно-славянского перевода, на необходимость поновления которого указывали еще лучшие церковные умы XIX века, например, святитель Феофан Затворник. Часто непонятность богослужения происходит просто от невнятности чтения и пения, неудобовразумительности восприятия на слух «бормотания» чтеца или громогласного «рыка» дьякона, читающего Апостол или Евангелие с тем, чтобы показать весь диапазон своих вокальных возможностей. Бывает и так, что сама акустика храма не способствует внятности донесения до слуха молящихся чтения и пения (исправить эту проблему помогает акустическая аппаратура, профессионально подобранная). Но бывает и иное. Подчас неверному пониманию службы способствуют так называемые «ложные друзья переводчика» отдельные слова или фразы, смысл которых для современного человека звучит совершенно иначе, чем для авторов текста. Некоторые ошибки такого рода в понимании богослужения могут быть названы «классическими» по причине своей давности и повсеместности.

Есть слова и обороты, которые кажутся на первый взгляд большинству прихожан совершенно понятными и не требующими разъяснений. Но на поверку оказывается, что их подлинный смысл чаще всего далек от, казалось бы, очевидного предположения....

Диакон Андрей Глущенко


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
kaberne1Дата: Среда, 20.06.2012, 14:29:28 | Сообщение # 13
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Богослужебные книги

Богослужебное Евангелие имеет свои отличия в организации текста от того Евангелия, которое мы читаем дома. В богослужебном Евангелии текст разделен на "зачала", т.е. отрывки, по которым Евангелие читается на богослужении. Кроме того, в нем указаны начала фраз, которые мы слышим за богослужением, но никогда не находим в тексте Евангелия: "Во время оно..." или "Рече Господь..." и т.д. В конце богослужебного Евангелия помещен указатель чтений на каждый день года (каждая богослужебная книга имеет свое "ядро", основу своего содержания, и более или менее многочисленные приложения, которые включены в нее для удобства пользования; порой приложения могут быть одинаковыми у разных книг).

Апостол содержит Деяния апостольские и послания. Эта книга заключает в себе также прокимны и аллилуиарии, т. к. это очень удобно: чтец или диакон выходит, возглашает прокимен, читает Апостол, а затем произносит стихи, которые называются аллилуиариями. Есть в Апостоле праздничные и вседневные антифоны, а также указатель чтений по дням года.

Псалтирь богослужебная разделена на 20 кафизм, каждая из которых делится на три "славы" или три антифона. Невозможно не упомянуть Псалтирь следованную или, по-другому, Псалтирь с восследованием. По своему содержанию это не монолитная книга, а некий богослужебный сборник. Следованная Псалтирь включает псалмы, некоторые главы Типикона и чинопоследования, которые составляют содержание Часослова. Кроме того, в ней находятся каноны и последования, обычно входящие в молитвослов. Есть и месяцеслов: в полном виде он является частью Типикона, а в Псалтири следованной существует в очень урезанном виде: на каждый день указан тропарь и кондак, а также знак праздника.

Ради сохранения иерархии следует упомянуть сначала те книги, которыми пользуются священнослужители.

Первая книга – Служебник (греч. 'Ieratikon). Название, естественно, от слова "служба". Другое название этой книги – литургиарий – происходит от того, что именно в этой книге находится последование всех важнейших частей Божественной литургии, всех трех чинов литургии, которые употребляются у нас в Православной Церкви: литургии св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и литургии Преждеосвященных Даров, которая приписывается св. Григорию Двоеслову, папе Римскому. Служебником пользуйся священнослужители, т.е. священники (иереи – отсюда греческое название) и диаконы, поэтому все чины, помещенные в этой книге, описываются с точки зрения именно священнослужителей. Там даются указания к тем действиям, которые они должны совершать, приводятся молитвы и тексты, которые они произносят, т.е. молитвы священника, ектеньи, возгласы и т.д. Однако надо очень хорошо понимать, что всякая богослужебная книга очень четко скоординирована с другими богослужебными книгами, поэтому в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя.


Основные приложения книги Служебник: это, прежде всего, отпусты, т.е. те слова, которые произносит священник в самом конце службы; это месяцеслов, т.е. указание памятей святых и праздников на каждый день года; это прокимны, которые, как известно, в нашей практике возглашают диаконы; некоторые другие чины и указания для священнослужителей.

Так же следует упомянуть книгу, которую вряд ли придется подробно изучать, она называется Архиерейский служебник или Чиновник архиерейского священнослужения (греч. 'Arcieratikon). В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства. Чин освящения антиминса также находится в этой книге; это последование не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано.

Основная книга для клиросного употребления, книга, по которой учились читать дети в Древней Руси, это Часослов. Название книги может быть объяснено разными способами. В Часослове находится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослужения. Но можно и шире толковать это название: Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Что же входит в эту книгу? Часослов содержит неизменяемые молитвословия служб дневного круга. При описании каждой книги мы должны говорить о характере песнопений, содержащихся в ней, и о том богослужебном круге, к которому она в первую очередь относится. Часослов также содержит довольно многочисленные приложения, первое из которых – 17-я кафизма – употребляется за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице.


 
kaberne1Дата: Среда, 20.06.2012, 14:33:46 | Сообщение # 14
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline


Следующая богослужебная книга – Октоих. Название этой книги состоит из двух частей: oktw (греч.) – восемь и hcoV (греч.) – глас. Дословный перевод названия этой книги – Осьмогласник; было еще древнерусское, вернее русифицированное название – Октай. Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из 8 частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами. Построены части Октоиха симметрично, но тексты в них различны.

Как известно, первый день церковной седмицы – это неделя. Седмица начинается со своей вершины, с дня, который может быть назван Пасхой. Седмица начинается с недели, а день, как мы знаем, начинается с вечера. Поэтому каждый глас будет начинаться со службы, которая называется "в субботу вечера", а кончается, естественно, службой "в субботу утра". Значит, в субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа.

Тексты Октоиха полностью соответствуют литургическим темам дней седмицы, о которых мы говорили в прошлой главе. Естественно, Октоих содержит и многочисленные приложения. Три главные из них связаны со "столпами" евангельских чтений. Надо сказать, что сама система чередования гласов, которая действует в течение года, называется столпом, гласовым столпом. Но есть еще один столп – это столп евангельских чтений. Он состоит из 11 чтений, которые читаются на воскресной утрени. И вот, Октоих содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. В Октоихе помещены и сами тексты этих Евангельских чтений. И еще одно приложение – это богослужебные тексты, которые связаны с Евангельским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира.

Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Миней. Это время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее. Это и есть период пения Октоиха. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих.

В будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте (с субботами ситуация особая, об этом поговорим позднее). С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены в Цветной Триоди наряду. Период пения Триоди (время от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых) потому и противопоставляется периоду пения Октоиха, что не Осьмогласник в предпасхальный и послепасхальный отрезок является ключевой книгой; основная роль в этих богослужениях отведена Триоди.

Начало пения Октоиха связано с некоторыми трудностями. Мы помним, что окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Это немного странно. Почему пение Октоиха с последней части? Здесь действует закон о начале седмицы. Начало седмицы – это неделя, она во многом определяет течение богослужебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа.
 
kaberne1Дата: Среда, 20.06.2012, 14:41:26 | Сообщение # 15
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Минея - это название происходит от греческого слова mhn – месяц. Минеи бывают разные.

Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвижных праздников. Минея содержит только одно приложение, которым мы будем пользоваться, это Богородичны. Естественно, Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше, чем 12. Год, как вы знаете, начинается у нас 1 сентября по старому стилю, т.е. 14 сентября по новому, это церковное новолетие.

Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник, некая выборка из Минеи месячной в масштабе всего года. Из Минеи месячной выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых; это довольно удобно. Минеей праздничной обычно пользуются чтецы.

Минея общая – довольно интересная богослужебная книга. Основное содержание Минеи общей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Что такое лик святых? Это собрание святых, объединенных единством подвига. Как на иконе Покрова: лик пророков, лик святителей, лик мучеников. Минея общая построена по типу службы святому, но имя святого не указано. Службы называются так: служба пророку, служба пророкам; служба святителю, служба святителям; служба апостолу, служба апостолам; преподобному, преподобным; преподобномученику, священномученику, исповеднику, бессеребренику, юродивому, блаженному и т.д. Тексты составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим. Справедливости ради скажем, что в Минее общей есть и господская служба – служба Господу общая и служба Богородице общая. Так что, если мы окажемся в храме, где будет только Минея общая, можно совершить замену воскресной службы и службы любого праздника, потому что у нас есть некий общий текст.

В каких случаях она употребляется? Первый случай – если мы хотим совершить святому праздничную службу, полную, торжественную, а в Минее месячной ему помещена служба одного из низших разрядов празднования, где просто нет необходимых текстов для торжественного праздника. Недостающие тексты восполняются из Минеи общей. В каких случаях это может происходить? Например, если храмовый святой по месяцеслову – малый святой, но как храмовому ему следует совершать бдение. Бывают святые, которым вовсе не составлена служба: например, мученице Людмиле Чешской. Новопрославленные святые зачастую также не имеют собственного богослужения.

О системе Триоди. Cлово Триодь греческое, состоит из двух частей, первая из которых понятна: три. А вторая часть тоже понятна, если вспомнить, что есть торжественные стихи, называющиеся "ода". Триодь в переводе на церковнославянский означает "трипеснец". Она называется так потому, что в системе Триоди есть особые, неполные каноны, состоящие из трех песней. Правда, там есть и двупеснцы и четверопеснцы, но самый частый случай – это трипеснец. По названию этого характерного песнопения называется вся богослужебная книга. Триодей существует две: Триодь Постная и Триодь Цветная.


Триодь Постная содержит изменяемые молитвословия служб великопостного цикла. Он начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, в течение которых Триодь Постная все больше и больше входит в богослужение. Затем наступает Четыредесятница в полном смысле этого слова – это 6 седмиц Поста и, наконец, совершенно особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица. Полунощница перед пасхальной заутреней – это последняя служба, которая служится по Триоди Постной. Не стоит удивлятся такой границе между богослужебными днями: Страстная седмица – особое время, к нему не всегда применимы обычные законы богослужебного времени.

В пасхальную ночь мы начинаем богослужение по Триоди Цветной, которая содержит изменяемые молитвословия служб пасхального периода. Мы говорили о пасхальном периоде – это период богослужения Пасхи, Пасхальной седмицы и всего времени до Пятидесятницы и Недели Всех святых, когда совершается последняя служба Триоди Цветной. Вы помните, что Пятидесятница – это окончание домостроительства нашего спасения, и следующие праздники – Неделя Всех святых, Неделя Всех русских святых и т.д. – призваны явить плоды дела спасения рода человеческого, показать, что дело нашего спасения не осталось бесплодным, а принесло плоды – сонм святых.
 
Форум » . » Консультации по предметам » Литургика (Ответы на вопросы и дополнительный материал по предмету)
Страница 1 из 212»
Поиск:

Copyright SCAD's Design & Develop © 2017