Сегодня: 24.07.2017, Понедельник.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 4«1234»
Модератор форума: Виталий 
Форум » . » Вера и знание » Святые иконы. Иконопочитание. (История в красках.)
Святые иконы. Иконопочитание.
kaberne1Дата: Воскресенье, 21.10.2012, 12:58:56 | Сообщение # 31
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline


Второй Никейский Собор (также известный, как Седьмой Вселенский Собор) был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского.

Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Открытие Собора было назначено в Константинополе на 7 августа 786 года. Приехавшие в столицу епископы-иконоборцы ещё до открытия Собора начали вести переговоры в гарнизоне, стараясь заручиться поддержкой воинов. 6 августа перед храмом Святой Софии прошёл митинг с требованием не допустить открытия Собора. Несмотря на это, Ирина не стала изменять назначенной даты, и 7 августа в храме Святых Апостолов Собор был открыт. Когда начали зачитывать святые писания, в храм ворвались вооружённые воины, сторонники иконоборцев.

Епископам, поддерживающим Ирину, ничего не оставалось, как разойтись. Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора. Ирина не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдалённую Никею в Малой Азии, в которой в 325 году состоялся Первый Вселенский собор.

Всего, по различным оценкам, на Соборе присутствовало 350—368 иерархов, но число подписавших его Деяние составило 308 человек. Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.

Императрица Ирина лично не присутствовала в Никее, её представлял комит Петрона и начальник штаба Иоанн. Собор провёл 8 заседаний, только последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии Ирины и императора, её сына. Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. И лишь на четвёртом заседании — по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона.

По итогам работы был принят орос Собора, восстановивший почитание икон и разрешивший употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), а целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом).

После закрытия Собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины. Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись: «[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. Карл считал одобрение византийской формулы о том, что «Святой Дух исходит от Отца» — главнейшим «грехом», и настаивал на прибавлении слов: «и от Сына» (filioque). Этим был продолжен старый догматический спор между восточной и западной церквами.

Богословские споры о филиокве были частью широких противоречий между Западом и Востоком.


 
kaberne1Дата: Вторник, 23.10.2012, 23:45:22 | Сообщение # 32
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline





Воспоминание чуда от иконы Господа нашего Иисуса Христа в Бейруте

На четвертом Деянии Седьмого Вселенского Собора (787 г.) святитель Петр, епископ Никомидийский, в доказательство необходимости иконопочитания, предложил Слово святого Афанасия о чуде, которое произошло в городе Берите (ныне Бейрут).

В этом городе около иудейской синагоги жил христианин. Переселяясь в другое место, он оставил в доме икону Господа Иисуса Христа. Иудей, который занял этот дом, не обратил внимания на икону. Однажды его друг заметил на стене образ Иисуса Христа и, сказав хозяину: "Почему ты, иудей, держишь в доме икону?", пошел в синагогу и донес о нарушении иудейского закона. Хозяина дома иудеи отлучили от синагоги, а икону сняли со стены и стали кощунствовать над нею: "Как некогда поругались над Ним отцы наши, так поругаемся над Ним и мы". Они плевали на лик Господа, бичевали икону, изрыгая ругательства, вонзили гвозди в руки и ноги Господни, изображенные на иконе, били Его тростью по голове, приложили к устам губку с уксусом. Наконец, принесли копье, и один из иудеев ударил им в бок Спасителя. Вдруг из отверстия, пробитого копьем в иконе, потекли кровь и вода. Иудейские раввины, увидев чудо, порешили: "Последователи Иисуса Христа утверждают, будто Он исцелял больных. Отнесем в синагогу эту кровь с водой и помажем одержимых недугами, тогда увидим, правду ли про Него говорят".

Сосуд с кровью был поставлен в синагоге. Узнав о чуде, жители Берита стали приносить и приводить в синагогу страждущих от различных недугов, и все они исцелялись, помазавшись кровью от иконы Господней. Все архиереи, священники и народ иудейский уверовали во Христа и взывали: "Слава Тебе, Христе, Которого распяли отцы наши. Которого распяли и мы, в виде иконы Твоей. Слава Тебе, Сыне Божий, сотворивший столько чудес! Мы веруем в Тебя, будь милостив к нам и приими нас!" Иудеи пришли к епископу Берита и, показав ему чудотворную икону, кровь и воду, истекшие от нее, рассказали о своем преступлении. Епископ, видя их искреннее раскаяние, принял их, много дней оглашал и затем крестил, а синагогу освятил в церковь Спасителя нашего Иисуса Христа. По просьбе евреев, он обратил и прочие синагоги в храмы, посвященные святым мученикам. И "бысть велия радость в этом городе, не только от того, что так много людей было исцелено и оживотворено, но и от того, что столько душ перешло из царства мертвых в вечную жизнь".
 
kaberne1Дата: Четверг, 25.10.2012, 19:00:10 | Сообщение # 33
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
 
kaberne1Дата: Четверг, 25.10.2012, 19:02:51 | Сообщение # 34
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Чудотворные иконы Божией Матери. часть 1




Чудотворные иконы Божией Матери. часть 2


 
kaberne1Дата: Понедельник, 05.11.2012, 10:20:59 | Сообщение # 35
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, объяснила искусствовед Ирина Языкова, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе - журнал «Нескучный сад»



МОЛИТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Пречистая Богородица, Царица Небесная, Заступница всем убогим и скорбящим, обремененным многими грехами и болезнями! На Тебя, Непорочная Дево Мария, с надеждой и верою уповаем, милости просим и исцеления! Матерь Божья, Господа, Бога нашего, Иисуса Христа! Будь заступницей перед Сыном Твоим, Спасителем Нашим, помолись за нас, грешных, избавь от скорби скорбящих, от немощи немощных, от слез плачущих. С трепетом в сердце Тебя, Пресвятая Богородица, Царица и Владычица Небесная, молим! Даруй рабам Божьим (имена) чистоту помыслов, смирение, от грехов искупление, от болезней избавление, глазам прозрение. Пречистая Богородица, спаси и помилуй нас, страждущих, с верой к Тебе взывающих, на милость Твою уповающих. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь
 
kaberne1Дата: Вторник, 27.11.2012, 14:51:12 | Сообщение # 36
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
‎13 ноября в Риме открылась выставка «Чудотворные образы.

 
kaberne1Дата: Среда, 19.12.2012, 13:31:43 | Сообщение # 37
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
 
kaberne1Дата: Вторник, 30.07.2013, 23:18:53 | Сообщение # 38
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Оклады икон.


В драгоценные оклады «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность за удачно завершенные события, по данному Богу обету.




Оклады чаще встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии). Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям. В русском искусстве создание окладов со временем выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства.


Оклад иконы 1560 год. Золото, эмаль, скань. Государственная Оружейная палата, Москва



Бисерный оклад иконы



Икона«Казанская Богородица». Оклад: металл , камень, перламутр, бисер



Икона «Святой Николай». Оклад: серебро, чеканка, гравировка, золочение. XIX век



Икона «Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».Оклад – серебро, чеканка, гравировка, золочение. Конец XVIII века
 
kaberne1Дата: Вторник, 30.07.2013, 23:46:30 | Сообщение # 39
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Иконы - летописи.


Нам всем интересна живая история, моменты из повседневности наших предков, вещи, которые словно воплотили в себе дух прошлого. Мы любим рассматривать старинные фотографии или картины, когда «дела давно минувших дней» оказываются у нас прямо перед глазами. Но вот заглянуть в историю средневековой Руси не так просто. Помогут нам в этом разве что особенные необычные иконы, которые можно образно назвать «иконы-летописи».




«Битва новгородцев с суздальцами» (нападение князя Мстислава Андреевича на Новгород, 1170)


«Битва новгородцев с суздальцами» — непривычный для иконы сюжет, ведь он рассказывает о войне – событии, которое должны были запечатлеть анналы истории, а не кисть смиренного иконописца. Мы видим на святом изображении высокие крепостные стены Новгорода и развевающиеся флаги, враждующие войска и летящие стрелы, скачущих коней и острые копья. Кажется, как же этот раздор мог изображаться на иконе? Но древнерусская история переплетена с духовностью: осажденные новгородцы взмолились к образу Пресвятой Богородицы «Знамение», и им было даровано чудо. Рассказ, изображенный на иконе, посвящался не битве, а чуду образа Богоматери, спасшего Новгород от неминуемого поражения.

«Видение пономаря Тарасия» (события новгородского мора, 1506)


Другой новгородский памятник – «Видение пономаря Тарасия» — это икона-карта, «географический чертеж» немыслимой красоты и масштабности. Сегодня он позволяет историкам реконструировать Новгород начала XVI века, ведь на нем изображен весь город в деталях – несохранившиеся и перестроенные церкви, озеро Ильмень и даже иконостас Хутынского монастыря.

Но икона эта – опять же история о чуде, иллюстрация к преданию о пономаре, услышавшем пророчества святого в своем ночном видении. Сон пономаря Тарасия провозвестил ужасные бедствия, ожидающие Новгород, – мор 1506 года, наказание за грехи народа.


Кара Божья – трагический сюжет этой иконы. Расплата за грехи рисовалась в традициях миниатюр Апокалипсиса. Озеро, угрожающее затопить город; множество ангелов со стрелами; туча огненная – вот устрашающие детали иконы. И тут все эти беды показаны на фоне Новгорода, ведь, по преданию, пономарь Тарасий видел «чудеса страшные и ужасом преисполненные» с самого верха церкви.



«Василий и Константин в житии», клеймо (битва ярославцев с татарами на реке Которосль , 1257)


Война, которая правда может считаться святой, – борьба с нашествием свирепых полчищ Батыя, тяготившей Русь властью «нехристей». И тут грани размываются. Воины становятся святыми, а монахи – воинами. Иконы иллюстрируют битвы.

Такие «клейма-битвы» появились на иконах святых с житием в XVII веке, ведь свою жизнь эти праведники положили за то, чтобы спасти родину. Это сделали князья Василий и Константин, погибшие в битве с татарами под Ярославлем.


А любимый всеми и почитаемый на Руси Сергий Радонежский – лучший пример духовной борьбы с безбожниками, на его иконе запечатлено целое «Сказание о Мамаевом побоище».



«Сергий Радонежский с житием и сказанием о Мамаевом побоище» (Куликовская битва, 1380)


Время и пространство в этом изображении совершенно особое, ведь мы видим одновременно такое количество образов, что иначе как летописью клеймо иконы преподобного Сергия не назовешь. Чтобы воспринять её, нам надо разделить картину на фрагменты, а потом уже собирать из этой мозаики целое панно.

Вот из разных городов Руси собираются в Москву ратные силы, вот и сама битва – яростное столкновение Пересвета и Челубея. Вот она ставка Мамая, от которой идут толпы ордынцев и ниже — бегство и гибель темника Золотой орды. Возвращение русских воинов, погребение погибших. Вся история Куликовской битвы как на ладони, стоит только вглядеться.


«Церковь воинствующая» (Казанский поход Ивана Грозного, 1552)


Символ святой Руси — «царская» икона, получившая название «Церковь Воинствующая». Огромный четырехметровый образ, величественный и грандиозный, был написан по велению Ивана Грозного в память о взятии Казани. «Благословенно воинство Царя Небесного» — такое дали ему название, но изображено это небесное царство в единстве с земным.

Сам государь Иоанн Васильевич в центре святого образа – на коне, с сонмом ангелов, венчающим его царственное могущество. Священные идеалы власти, философское понимание Москвы как «Третьего Рима» — такие сложные идеи оживают в красках иконы.


Мы видим на ней святых правителей всей христианской истории мира – так, император Византии Константин Великий шествует рядом с Владимиром Красно Солнышко и его сыновьями-мучениками Борисом и Глебом.

Войска устремлены в Небесный Иерусалим, где встречает защитников церкви Богоматерь Одигитрия – Путеводительница. Этот райский град еще и символ Москвы. Противопоставлен ей пылающий город из откровения Иоанна Богослова — символ покоренной Казани.


Сообщение отредактировал kaberne1 - Пятница, 08.11.2013, 21:05:58
 
kaberne1Дата: Пятница, 06.09.2013, 09:23:27 | Сообщение # 40
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
ТИПЫ ИКОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.


1."ОРАНТА"(Молящаяся).


("Оранта", "Панагия", "Знамение"). Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил. Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки... В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

2. "ОДИГИТРИЯ" (Путеводительница)


На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке. На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.

3. "ЕЛЕУСА" (Умиление).


На иконе "Умиление" мы .видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов. Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери. Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери "Умиление" находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

4. "ПАНАХРАНТА" (Всемилостивая)


Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны — "Державная" и "Всецарица".

5. "АГИОСОРТИССА" (Заступница).


На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте — слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.
 
kaberne1Дата: Пятница, 06.09.2013, 09:25:48 | Сообщение # 41
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
 
kaberne1Дата: Среда, 23.10.2013, 09:37:39 | Сообщение # 42
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
23 октября 787 года


Вселенский собор установил порядок почитания икон, сохранившийся до наших дней.




До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей.
7 принципов чтения икон:


1. Снизу вверх

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба — таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это — граница между нашим миром и миром, представленным в иконе — духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу — тоже символичное растение.
Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом — чаще всего красным. Эта граница называется «лузга» (как тонкая пленочка в семечках, которые «лузгают»), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход — дался кровью…


2. Внимание к фону

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное — говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета — самые «высокие» в византийской традиции. Белый цвет — цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет — цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.
На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению — на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси — то, среди чего жил этот святой.


3. Символические цвета

Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах. Этот цвет — серый, цвет, получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет. Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, «для красоты», серый цвет не нужен.
Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах — мученики. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет — это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном — знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.
Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.
 
kaberne1Дата: Среда, 23.10.2013, 09:38:36 | Сообщение # 43
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
4. Расшифровка атрибутов

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам «ключи» к их пониманию. «Русская семерка»уже касалась этой темы, например, в материале об иконе «Неопалимая купина» (ссылка). Какие же самые частые атрибуты святых на иконах? Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.
Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие. Преподобные — четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.
Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие.
Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто — с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.
Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова… собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.


5. Понимание фигур.

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.
Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.


6. Перспектива и стороны

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, — центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы. Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой — так это о сторонах. Ведь если икона пишется «с другой точки зрения», то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика. Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая — с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники — справа, а не наоборот.

7. Центр иконы

В центре иконы обычно изображается самое главное — то, о с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной «Троицы» Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).
Часто живописным центром иконы является евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. «Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой», — пишет один из исследователей.
 
kaberne1Дата: Вторник, 12.11.2013, 11:05:38 | Сообщение # 44
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ТРИ ЗВЕЗДЫ НА МАФОРИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ?




Обычно мафорий Пресвятой Богородицы украшен тремя звездами на челе (на лбе) и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в — символ Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Слова.
 
kaberne1Дата: Вторник, 12.11.2013, 11:09:11 | Сообщение # 45
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
В России есть изображение Христа на скале.




В канун 2000 года в труднодоступных скалах Нижнего Архыза, что в Карачаево-Черкессии, обнаружилась изумительной красоты икона высотой в человеческий рост. Почти год происшедшее держалось в тайне...

Легенда о существовании удивительной наскальной иконы в здешних местах передавалась из поколения в поколение. Один из жителей поселка Ермоловка утверждает, что видел Спаса в годы Великой Отечественной войны. Другие говорят, что икону нашли еще до основания здесь Александро-Афонского мужского монастыря, существовавшего с 1889-го по 1924 год.
Веками икона таилась от посторонних глаз в скальном гроте на высоте свыше 150 метров. От дождя и снега ее оберегает массивный каменный "козырек". Если провести прямую линию вниз, то мысленный вектор прямо укажет на один из трех самых первых в России - крестово-купольный храм Нижнего Архыза, крупнейшего религиозного центра Древней Алании, который в средние века разрушили войска Тамерлана.
Лик Спасителя открывается не всем, оттого и получил свое нынешнее название - "потаенная икона". Одни в растерянности осматривают и даже безрезультатно ощупывают скалы. Другие застывают на месте - перед ними "оживает" камень и появляется лик Спаса.
Первыми икону случайно заметили братья Сергей и Анатолий Варченко, жители станицы Зеленчукской. Точно установил ее местонахождение старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника из поселка Нижний Архыз Анатолий Демаков.
У иконы есть еще одно замечательное свойство - объемность. Как удалось это неизвестному художнику, остается только гадать. Достоверно известно одно: икона написана красками, при этом искусно использован и рельеф поверхности. Терновый венец или след от него - это скальная трещина.
До сих пор не определено, какой материал использовал безымянный мастер - яичную темперу или минеральные краски. Но очевиден недюжинный талант иконописца, - если, конечно, это чудо сотворила человеческая рука. Поначалу были споры о том, кто же изображен на иконе: Иисус Христос или Иоанн Предтеча? Сейчас уже не сомневаются, что это Спас. Слева найдены почти стершиеся буквы "IC"; справа, где можно было ожидать символы "ХC", скальная порода разрушилась.
Тайна появления наскальной иконы здесь, в районе раннего христианского некрополя (вокруг много древних захоронений), пока до конца не разгадана. Скорее всего, Спасителя писал профессиональный иконописец из Византии. Искусствоведы утверждают, что письмо - византийское. Ведь христианство сюда пришло из Византии уже в VII веке нашей эры.
Предполагается, что многослойное изображение на грунте появилось в период с IX до начала XV века. Точно дату взялся установить столичный Институт культурных и природных исследований.
Вполне вероятно, что Спас находится в древней скальной часовне, где тайно молились верующие одной из первых христианских общин. В этом случае - открыт самый древний в России христианский храм.
Паломнику, отважившемуся в пору дождей покорить 70-градусный склон скалы, зигзагами поднявшемуся на сотни метров вверх по мокрой горной почве, приходится преодолевать почти ползком каменные осыпи, срывающиеся вниз. И вот - его встречают всевидящие, огромные глаза Спасителя. Строгим, скорбным взглядом он взирает на нас, грешных...
Икону и смельчака разделяют всего полтора метра смотровой площадки. Позади - обрыв...
Самые потаенные уголки души в полном смятении. Постепенно успокаиваешься. С благоговением глядишь на мягкие очертания лба Сына Божьего, Его бровей, удлиненного тонкого носа, отмечаешь светотени на волосах, бороде, усах. Удивляешься аскетизму Облика. Все пронизано неизъяснимым светом. От изображения исходят величие. Оно удивительно похоже на лик Господа нашего Иисуса Христа, запечатленный на Туринской плащанице.
Неизвестный гениальный художник пропустил краски на определенную глубину, и они, подобно роднику, создают объемное восприятие Образа, который становится многомерным.
Откуда такое редкое изображение Христа - в горах?
По древним преданиям, Кавказ посетили после вознесения Христа пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Варфоломей, Иуда Фаддей, называемый Левием, и Фаддей. Они заложили основу христианства на Кавказе. Первые христиане Северного Кавказа начинают летосчисление с проповедей здесь Андрея Первозванного. Он путешествовал по этим предгорьям, посещал древние поселения. Они располагались на берегах Большой Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, на Теберде, в верховьях Кубани. Верующие люди доверили охрану своих первых храмов Святому образу Спасителя. Среди скал над Большим Зеленчуком нашли площадку для изображения Христа. Поручили это дело неизвестному иконописцу, видевшему подлинное изображение Спасителя на убрусе.
Предание о Нерукотворном образе Господа нашего Иисуса Христа сохранилось на греческом и сирийском языках. Первые его следы относятся к II-III векам нашей эры. Примерно в 31-32 году по Рождестве Христовом эдесский царь Авгарь Укхомо послал письмо Иисусу Христу в Иерусалим, прося его прибыть в Эдессу и исцелить его от проказы. Христос направляет в Эдессу апостола Фаддея, которые исцеляет царя. Благодарный Авгарь посылает живописца, чтобы написать с Христа портрет. Но у искусного живописца Анании портрет не получался: словно некий свет, идущий от Иисуса, мешал художнику уловить Его черты. Тогда Господь попросил чистый плат (по-древнегречески убрус) и, умыв лицо, отер его этим платом, на котором чудесно отпечатался Его лик. Так возник Нерукотворный образ. По другому преданию, именно от Убруса исцелился Авгарь и в благодарность за свое выздоровление приказал набить плат на "доску негниющу" и поместить его в нише над вратами города, убрав оттуда языческого идола. Через некоторое время Авгарь и его подданные приняли христианство.
Эдесский Убрус в середине X века был перенесен в Константинополь, и в память об этом событии был установлен церковный праздник, известный под именем Нерукотворного Спаса (16 августа по ст. ст.). В Константинополе образ был поставлен в церкви Богоматери Фаросской и занесен в число реликвий Византийской империи, которые выносились и показывались народу только в назначенные дни. После захвата византийской столицы крестоносцами в 1204 г. Эдесский Убрус таинственно исчез. По утверждению некоторых источников, он был в конце концов вывезен в Италию и находится в Риме. По другим, Нерукотворный образ исчез в пучине морской во время переправы его в Венецию. Может быть, Господь явит милость и принесет его нам по волнам, как принесен был Иверский образ Божией Матери?
 
Форум » . » Вера и знание » Святые иконы. Иконопочитание. (История в красках.)
Страница 3 из 4«1234»
Поиск:

Copyright SCAD's Design & Develop © 2017