Сегодня: 20.04.2024, Суббота.
Ваш контроллер:


Ваш информатор:
Приветствую Вас Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Модератор форума: Виталий  
Форум » . » Вера и знание » Об обязанности христианина знать свою веру
Об обязанности христианина знать свою веру
ВиталийДата: Среда, 28.10.2009, 20:59:29 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Offline
Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Часто приходится слышать о том, что для спасения знания не нужны. Достаточно верить и соблюдать церковные предписания: посещать богослужение, исповедоваться и причащаться, молиться утром и вечером, вместе со всеми держать пост и отмечать праздники.... Так ли это?
Один из учителей Церкви Климент Александрийский труде «Педагог» писал: «Нет веры без знания, нет и знания без веры. Вера есть основание знания; и знание есть здание, которое разум строит на вере".
Игумен Петр (Мещеринов) убежден: мы должны быть православными христианами не по формальной только принадлежности к Церкви, а по истине, то есть - знать, во что мы веруем, почему мы так веруем, какие основы нашей веры, - и, зная все это, жить по вере, сознательно и ответственно.
Об обязанности христианина знать свою веру
Приглашаю форумчан высказать свое мнение по проблемам, поднятым игуменом Петром.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
о_ЕвгенийДата: Четверг, 29.10.2009, 04:16:09 | Сообщение # 2
Группа: Доверенные
Сообщений: 142
Репутация: 0
Статус: Offline
Позвольте внести в разговор небольшое уточнение. При рассуждениях о соотношении веры и знания речь лучше вести не об обязанности верующего человека стремиться к знаниям, а о желательности этого. Обязанность предполагает некоторую степень несвободы человека; в такой же тонкой сфере, как отношения человека с Богом, момент свободы человеческой воли нужно учитывать прежде всего. Я не утверждаю того, что верующий человек вообще никогда и ни по какому поводу не может быть обязанным (например, верующий муж обязан заботиться о своей семье, но и это "связывание самого себя", кстати говоря - результат решения его свободной воли) - я хочу сказать, что в своём отношении к знаниям (опять же не ко всем, а только к тем, которые непосредственно связаны с предметом веры) человек может быть свободен, чем в каком бы то ни было другом случае. Сначала поясню свою мысль об отсутствии обязательности для верующего человека стремиться к знаниям.
Во-первых, простота в вере - это скорее вспомогательный фактор при движении человека к Богу, чем фактор, этому процессу препятствующий. Можно привести множество примеров того, как необразованные простецы творили чудеса, свидетельствующие о близости этих людей к Богу. Старец Паисий Святогорец описывает следующий случай: "Когда я был ещё новоначальным монахом и жил в Эсфигменском монастыре, благочестивый отец Дорофей рассказывал мне, что в монастырский приют приходил помогать старчик, имевший такую простоту, что считал Вознесение, являющееся престольным праздником этой обители, одной из великих святых, как, например, святая Варвара (греческое слово Аналипси - "Вознесение" - относится к женскому роду, поэтому старец принял его за имя святой). Поэтому, молясь по чёткам, он читал и такую молитву: "Святая Божия, моли Бога о нас!". Однажды в приют пришел больной брат, однако в тот момент там не нашлось пищи, чтобы он смог ею подкрепиться. Тогда наш старчик быстренько сбежал по ступенькам вниз, спустился в подвал, просунул через окошко, выходившее на море, руки и попросил: "Святая моя Аналипсия, подай мне рыбку для брата!" И, о чудо! Большая рыбина вдруг выпрыгнула из воды прямо ему в руки. Он же как ни в чём не бывало взял ее и, радуясь, приготовил её в утешение своему брату".
Во-вторых, у верующего человека просто может не быть способностей к овладению знаниями (он с детства, что называется, с "двойки" на "тройку"), но его вера, основанная на "трёх китах" спасения - вере в то, что Бог есть, что благодать Божию можно стяжать только в Православной Церкви и что сделать это можно, только будучи укоренённым в молитве и церковных Таинствах - может оказаться для него вполне спасительной. Разве можно назвать такого человека "формально принадлежащим к Церкви" (по выражению игумена Петра) только на том основании, что его знание о том, во что он верует, почему он так верует и какие основы его веры, предельно просто? Или тех великих первых христиан, которые ничего не знали, кроме того, что Христос воскрес?
Теперь несколько слов о желательности вероучительных знаний. Если бы не было у Православной Церкви врагов, во все времена пытавшихся и пытающихся нарушить нормальное течение её жизни, а то и вовсе исключить её присутствие на Земле, то не было бы и богословия, которое, следует отметить, в разных своих разновидностях составляет основной костяк тех знаний, о желательности приобретения которых может идти речь. По слову протодиакона Андрея Кураева, "если у черепах толстый панцирь – значит, у кого-то слишком острые зубки. Если у христианства толстый панцирь догматов – значит, было от чьих зубов защищаться". Понятно, что с врагами на уровне ума (на сердечном уровне существуют свои способы защиты, доступные, как мы выяснили, даже простецам) могут бороться только образованные люди, но опять же только те, кто наделён от Бога соответствующими для получения образования способностями: об умножении числа таковых, особенно в наше смутное время, следует молиться с особенным усердием. Не следует при этом забывать, что система духовного образования должна быть при этом достаточно совершенной, иначе можно получить результат, обратно пропорциональный желанию, стоящему у истоков признания такого образования необходимым и целесообразным – расхожая фраза "Семинария – это холодильник веры" появилась отнюдь не на голом месте…


Scio me nihil scire

Сообщение отредактировал о_Евгений - Четверг, 29.10.2009, 10:06:53
 
ВиталийДата: Четверг, 29.10.2009, 08:07:27 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Offline
Отче, Вы правы в том, что обязанности предполагают некоторые ограничения свободы. Но эти ограничения принимаются свободно. Без обязанностей не может быть не только мужа и сына, но и верующего христианина - раба Божьего. Мы знаем из Писания, что у Бога для каждого свое служение. В том числе и подобное тому, о котором пишет Паисий Святогорец. Но стоит ли ставить этот пример в качестве образца?
Мы знаем также, что Богопознание бывает как чувственное, так рациональное. На мой взгляд, следует не противопоставлять их, ибо оба они невозможны без благодати. Стоит говорить об уникальном для каждого человека их соотношении. И если православный христианин не способен голыми руками доставать рыбу из воды по молитве к "Святой Вознесении", то ему следует прислушаться к указанию Патриарха Кирилла, высказанному им 3 августа сего года после Литургии в Корецком монастыре:
Христианин может жить по-христиански, когда он точно знает, во что он верит, когда он знает, какие Божественные истины открыты ему в Слове Божием


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
о_ЕвгенийДата: Четверг, 29.10.2009, 11:13:27 | Сообщение # 4
Группа: Доверенные
Сообщений: 142
Репутация: 0
Статус: Offline
Согласен: без взятых на себя (свободно) обязанностей верующий христианин как таковой невозможен, но помимо, так сказать, обязательных обязанностей (прошу прощения за "масляное масло"), главной из которой является "не грешить", есть ещё обязанности, которые обязательными для всех назвать нельзя. Одной из таких обязанностей является обязанность учиться и получать знания. Случай с афонским старцем-простецом как раз и помянут не в качестве образца, но в качестве примера того, как можно спасаться и быть близким Богу и без знаний, даже без знаний внутри своей же собственной веры.
Что касается Богопознания, то оно может быть только сверхчувственным и сверхрациональным: знания же как таковые к Богу если и приближают, то только в катафатическом смысле, а то, что катафатическое богословие является всего лишь подготовительной стадией к богословию апофатическому, давно уже неоспоримо. Достаточно внимательно почитать труды отцов-исихастов, чтобы понять: для видения Нетварного Света (что только и можно назвать спасением души в истинном смысле) необходимо отречься от всего чувственного и рационального (даже от своего ума, не говоря уже про знания, которые с помощью этого самого ума и были добыты (отречение от ума при этом не тождественно потере самосознания)). Далеко не все перешагивают эту границу между катафатическим и апофатическим богословием, но это уже другой вопрос, причём, очень серьёзный, равносильный вопросу "все ли православные, в том числе и стремящиеся к знаниям, спасаются?"...
Я не против духовного образования (упаси, Боже!) и сам к нему стремлюсь по мере сил, но я считаю, что духовное образование необходимо не всем, а только тем, кто в состоянии его вместить и кого Бог ставит в авангарде защитников веры от посягательств тех, кто пытается замутить её догматическую чистоту.


Scio me nihil scire

Сообщение отредактировал о_Евгений - Четверг, 29.10.2009, 18:54:23
 
kaberne1Дата: Пятница, 30.10.2009, 12:35:55 | Сообщение # 5
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Необходимость разумно и отчетливо содержать веру особенно актуальна сегодня. Прошли времена, когда христианство было господствующим мировоззрением, когда человек, родившись, попадал в христианскую среду, воспитывался ею и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. Благодаря этому можно было быть христианином. Это время ушло безвозвратно. Сейчас нет христианской среды, мир, который окружает нас, - не христианский, антихристианский, причем стремительно сатанеющий. В этих условиях жить бездумно нельзя. В наше время перед нами встаёт множество самых разнообразных вопросов и они требуют именно решения, ответа, а не ухода от них. Но прежде чем ответить людям внешним, нам необходимо самим себе уяснить суть этих проблем. Ведь внутрицерковная жизнь также полна многих недоумений, вопросов. Нас окружает море всякого рода преданий, мнений, и прочего. Мы должны не только сами быть утверждены в вере, но и «быть всегда готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3, 15). Следовательно, наша первая задача и есть - точно дознать, ясно уяснить и право содержать ту веру, которую мы исповедуем. На это есть и прямые указания Священного Писания. - Апостол Павел пишет: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). И апостол Лука, как мы помним, указывает, что цель написания его Евангелия - узнавать твердое основание того учения, в котором мы наставлены (Лк. 1, 4). Есть взгляд, который почему-то считается «православным», что как раз ничего не нужно знать. «Ты вот ходи в храм, молись, постись, слушайся духовника - и спасешься, а читать там что-то, думать - впадешь в высокоумие, тщеславие и гордыню». При этом приводится аргумент, что человеческий разум не может познать тайны Божий, что наш разум падший, и поэтому нужно отстранить его от области веры, а веровать лишь сердцем.
Но такой взгляд - весьма опасное заблуждение. Не знать свою веру -значит вместо пути спасения идти по пути заблуждения. Вера объемлет все-го человека, не только сердце, но и разум, который дал человеку Бог, - дал прежде всего для уяснения пути ко спасению, или, что то же - для познания веры. Вот что пишет Свт. Феофан Затворник: «Знать свою веру - значит, довести себя до состояния ясно, точно и определенно созерцать и высказывать те истины, которые содержит святая православная вера... Не то это значит, что должно разгадывать тайны: нет, тайны навсегда останутся тайнами, сколько бы кто не напрягался узнать их.

(из бесед Игумена Петра (Мещеринова)

 
о_ЕвгенийДата: Пятница, 30.10.2009, 13:55:29 | Сообщение # 6
Группа: Доверенные
Сообщений: 142
Репутация: 0
Статус: Offline
Юля, статью желающие участвовать в обсуждении вопроса могут прочитать и по ссылке - Виталий Васильевич же, открывая тему, просил высказывать своё мнение...

Scio me nihil scire

Сообщение отредактировал о_Евгений - Пятница, 30.10.2009, 13:56:13
 
ВиталийДата: Пятница, 30.10.2009, 15:13:09 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Offline
Мне, кстати, также хочется цитировать игумена Петра, который четко и внятно сформулировал то, что думают не только Юлия и я, но миллионы членов нашей Русской Православной церкви. И это цитирование будет выражением моих мыслей, озвученных авторитетным священнослужителем. Так уж сложилось в нашей Церкви, что мирянам столетиями возбранялось высказывать собственное суждение и они привыкли ждать, пока их чаяния не выразит пастырь...
Вспоминаю 14 августа 2004 года. Протоиерей Владимир, к сожалению безвременно ушедший от нас, поздравляет после литургии прихожан Свято-Владимирского собора в Херсонесе с праздником Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Затем вопрошает: Как еще называют в народе сегодняшний праздник?
Оживление и многогласный ответ - "Медовый спас". Последовал новый вопрос - "А как еще?". Наступила полная тишина. Спустя некоторое время раздалось неуверенное "Маковей!?". Батюшка оживился и вопросил: " А откуда такое название?!. Снова долгое и неловкое молчание. Видя искреннее огорчение отца Владимира, старушка-прихожанка
решила помочь делу и выдвинула версию - "В этот день мак веют?"......
Это не анекдот, это уровень нашего знания того во что мы верим и что празднуем.


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
о_ЕвгенийДата: Пятница, 30.10.2009, 19:59:35 | Сообщение # 8
Группа: Доверенные
Сообщений: 142
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Виталий)
Это не анекдот, это уровень нашего знания того во что мы верим и что празднуем

Пробелы в знаниях установления тех или иных праздников считаю совсем не опасными для души и не являющимися каким бы то ни было препятствием в деле спасения. Гораздо более серьёзным упущением можно назвать незнание сути церковных праздников (а именно в ней скрыто всё необходимое и достаточное для зрячей веры богословие), но в деле её уяснения прихожанам просто обязан помочь служащий священник. Из этого утверждения вытекает вывод, смысла которого я уже касался в своих предыдущих сообщениях на заданную тему: всестороннее духовное образование необходимо исключительно священникам (либо действующим, либо будущим) и миссионерам. Желание простых прихожан получить такое образование (в каком-либо духовном учебном заведении или же самостоятельно, что сложнее) можно также только поприветствовать.
А свои мысли - это всё-таки свои мысли, и радость человека, взлелеявшего и высказавшего свою мысль, сродни радости родившей женщины. Кроме того, не всегда под рукой может оказаться интернет или содержащая нужную цитату книга, а высказать ту или иную мысль бывает порой жизненно необходимо - вот в таких ситуациях и может пригодиться навык мыслить самостоятельно. Это важно и для нас, пожилых, но тем более для нашей молодёжи... smile


Scio me nihil scire
 
kaberne1Дата: Пятница, 30.10.2009, 22:53:09 | Сообщение # 9
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Статья большая,а я выделила основную мысль вкратце на заданную для обсуждения тему. И полностью с ней согласна.
И ещё подумала что Вам скучно вдвоём высказывать свои мысли и тем самым решила ворваться в Ваш чат. wink

Добавлено (30.10.2009, 22:53:09)
---------------------------------------------

Quote (о_Евгений)
статью желающие участвовать в обсуждении вопроса могут прочитать и по ссылке

Quote (о_Евгений)
просил высказывать своё мнение...

sad Я не виновата,что моё мнение Игумен Пётр выложил в своей статье... cry
 
ВиталийДата: Суббота, 31.10.2009, 08:49:00 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Offline
Quote (kaberne1)
И ещё подумала что Вам скучно вдвоём высказывать свои мысли и тем самым решила ворваться в Ваш чат

Спасибо за своевременное и уместное вторжение umnik


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
о_ЕвгенийДата: Вторник, 03.11.2009, 17:21:45 | Сообщение # 11
Группа: Доверенные
Сообщений: 142
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (kaberne1)
...выделила основную мысль вкратце на заданную для обсуждения тему

Лучше, наверное, всё-таки обсуждать, а не выделять...

Quote (kaberne1)
...моё мнение Игумен Пётр выложил в своей статье...

Так Вы, значит, муза отца Петра? smile


Scio me nihil scire
 
kaberne1Дата: Среда, 04.11.2009, 12:06:50 | Сообщение # 12
Группа: Уважаемые пользователи
Сообщений: 2139
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (о_Евгений)
Так Вы, значит, муза отца Петра?

Кто, я? taunt Не-е no не она,Вы не угадали. no Просто я до этого читала выдержки из доклада на конференции "Современная молодёжь в Церкви: проблемы и пути их решения" о.Петра. Интересно изложенно,что захотелось воспользоваться. yes Прошу прощения,больше не буду flirt
 
ВиталийДата: Среда, 04.11.2009, 12:22:34 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Offline
Quote (kaberne1)
Прошу прощения,больше не буду flirt

Больше не будете читать о. Петра? А я решил пойти по Вашим следам и прочитать его интервью по поводу конференции "Современная молодёжь в Церкви: проблемы и пути их решения"
http://www.kiev-orthodox.org/site/meetings/965/
Как всегда, игумен Петр высказал ряд интересных мыслей. В частности о том, что эпоха "симфонии" Церкви и государства, длившаяся полторы тысячи лет, осталась в прошлом.
А далее осмелюсь процитировать:
" Сейчас Церковь свободна, но она оказалась к этому совершенно не готова. Это первая причина. А вторая причина - в том, что нет денег, а когда они есть, они больше идут на материальную сторону жизни: восстановление храмов, а не на устроение жизни церковной в полноте. Созидать храмы естественно и законно, но за 15 лет раствор, как говорят химики, уже приблизился к насыщению, и поэтому уже необходимо переориентировать распределение материальных средств с внешней стороны на внутреннюю, пастырскую. Нужно созидать не только стены, но и Церковь как Тело Христово. Святейший Патриарх на последнем Епархиальном собрании Москвы с тревогой и болью указывал на коммерциализацию Церкви, т. е. на то, что церковные средства расходуются не на пастырские цели".


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
ВиталийДата: Среда, 04.11.2009, 12:45:47 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Offline
А здесь можно найти материалы самой конференции "Современная молодёжь в Церкви: проблемы и пути их решения", состоявшейся, увы, уже четыре года назад.
http://www.cdrm.ru/project/16-02-05/


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
ВиталийДата: Среда, 04.11.2009, 16:02:46 | Сообщение # 15
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Offline
Интересны рассуждения епископа Александра (Миллеанта) на тему "Вера и знание":
"Настоящая вера не должна быть слепой, легкомысленной. Легковерие обнаруживает лень души, наивность ума. Разум должен помогать вере отличать истину от заблуждения. Спокойное исследование религиозных истин делает веру более четкой и обоснованной. Господь Иисус Христос никогда не требовал от Своих последователей слепой веры, напротив, Он говорил иудеям: "Исследуйте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне."
http://www.netda.ru/belka/text_mil/vera.htm


В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь
 
Форум » . » Вера и знание » Об обязанности христианина знать свою веру
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

Copyright SCAD's Design & Develop © 2024